Рысбек СӘРСЕНБАЙҰЛЫ: КТО ЗАКАЗАЛ АЛТЫНБЕКА – ясно всему обществу

0
717

11 февраля исполняется 7 лет со дня громкого убийства известного казахстанского государственного и политического деятеля Алтынбека Сарсенбаева. Формально его убийцы и заказчик – экс-руководитель аппарата сената парламента Ержан Утембаев осуждены на длительные сроки. Однако в официальные версию следствия и суда ни родные, ни общественность не верят до сих пор. Периодически общество будоражат различные слухи. Об этой трагедии и ее последствиях наша беседа с братом погибшего политика Рысбеком Сарсенбайулы.

– Ходят слухи, что заказчика убийства Вашего брата – Ержана Утембаева видели за границей, в частности, в Турции, что он находится на свободе. Вам что-то известно об этом?
– Такие разговоры были и раньше. Но я сам лично об этом не слышал, думаю, этому не стоит верить. Все-таки он совершил преступление, суд признал его заказчиком. Если бы его отпустили, тогда для людей стало бы ясно, кто его «крышует» – сам президент Казахстана или Нуртай Абыкаев. Утембаев долгие годы работал в подчинении у Абыкаева, а до ареста руководил аппаратом сената. Председателем сената тогда был Абыкаев. Всем было известно, что Утембаев – человек Абыкаева, и люди сразу бы подумали, что основной заказчик убийства Абыкаев, что он «крышует» его и что это он способствовал тому, чтобы Утембаева выпустили на свободу. Абыкаев – человек, трезво рассуждающий, и он таким образом не стал бы его «благодарить», отправив в Турцию. Там очень много казахстанцев бывает, и многие его сразу бы узнали и могли даже снять на видео. Моментально бы стало об этом известно. Поэтому вряд ли его отпустят на свободу.

– А чем были вызваны такие слухи?
– Я затрудняюсь ответить. Просто многие знают, что за спиной Утембаева стоят известные люди. Может, поэтому те, кто породил такие слухи, думают, что это тайные покровители Утембаева в знак благодарности за то, что он взял вину на себя, и с тюремных нар прямиком отправили его за границу. Я думаю, что Утембаев сидит в Астане. Я слышал, что он работает в тюремной библиотеке, на теплом месте.

– Спустя 7 лет как Вам видится случившееся, и считаете ли вы Рустама Ибрагимова виновным в убийстве?
– Даже во время судебного процесса я не считал Ибрагимова основным исполнителем убийства. Это не было доказано. Судья не дал возможности высказаться в последнем слове ни Ибрагимоу, ни Утембаеву. Утембаев сам тянул с этим, отказывался под разными предлогами, ссылаясь на плохое самочувствие, не захотел отвечать на наши вопросы. А в конце процесса судья дал ему возможность ничего не говорить. Мы требовали показать видео допроса, чтобы узнать, какие вопросы ему задавали и как он на них отвечал, как вел себя. Можно было увидеть, искренне он говорил или под прессингом.
Ибрагимов и его подельник Мирошников – они оба не признали, что убивали. Это на суде не было доказано, поэтому я не уверен, что исполнителем был Ибрагимов. Но он активно участвовал в организации и похищении моего брата.

– На суде Ибрагимов назвал имена людей, которые якобы стоят за этим, кричал, что его сделали «козлом отпущения». Вам что-либо известно о причастности этих людей к преступлению?
– Он назвал Нуртая Абыкаева, Рахата Алиева и других. Но это тоже утверждать нельзя. Он не обладал достоверной информацией, он был лишь исполнителем. Он хотел выгородить себя, пытался торговаться с теми, кто сидит в Астане и руководит страной. Он на суде сказал, что министр МВД Бауржан Мухамеджанов и тогдашний генпрокурор заходили к нему и что они составили какой-то договор, что он должен взять на себя убийство, а взамен потом его освободят. Но Ибрагимов в самый последний момент понял, что его обманули. Поэтому он стал от всего отказываться и кричал на суде, что ему угрожает опасность и что его развели как лоха.
Его же нанял майор КНБ Абикенов из «Арыстана», а Ибрагимов, в свою очередь, был связан с Утембаевым по коммерческим вопросам. Помните, по версии следствия, Утембаев взял кредит в 60 тыс. долларов, чтобы заказать убийство? Это же смешно. На самом деле у них были общие коммерческие планы. Почему бывший «мент», полубандит Ибрагимов, руководитель аппарата сената Утембаев и КНБшник нашли общий язык? Какие-то дела у них были общие. А убийство моего брата – это заранее спланированный политический теракт. Принимали в нем участие Абикенов, его подчиненные арыстановцы и Ибрагимов с Мирошниковым.
Я требовал на суде, чтобы допросили Назарбаева, его дочь Даригу Назарбаеву и Абыкаева. Сначала судья тянул с этим под разными предлогами, и, в конце концов, отказал в удовлетворении моего ходатайства. Если бы у нас была нормальная страна, где все равны перед законом, Назарбаев сам должен был прийти в суд, потому что к нему было много вопросов. Утембаева обвинили в том, что он заказал Алтынбека якобы из-за неприязни к нему и личной обиды. Если исходить из этой логики, что за критику заказывают, то таким же заказчиком вполне могла стать и Дарига Назарбаева. Сколько Алтынбек критиковал и ее, и Рахата Алиева, и президента, и Абыкаева. Они тоже могли испытывать к нему неприязнь и тоже могли стать заказчиками. Почему Утембаева, испытывавшего неприязнь, сажают, а других даже в суд не вызывают?

– Рахат Алиев в своей известной книге утверждал, что знает настоящего заказчика убийства и что у него есть доказательства. Вы с ним связывались, пытались получить эти доказательства?
– Он сделал такое заявление, чтобы поторговаться со своим бывшим тестем. У Рахата Алиева тогда было очень сложное положение, шло следствие, ему предъявили ряд обвинений, отобрали имущество. Тогда он использовал эту ситуацию, преследуя какие-то свои цели. Он говорил, что может представить доказательства того, кто на самом деле был заказчиком убийства. Я обращался к нему публично, задавал ряд вопросов, чтобы убедиться в том, что у него в действительности есть ли какие-то материалы. Мои товарищи советовали мне не связываться с этим с бандитом. Но я решил поехать к нему, что чтобы узнать правду, докопаться до истины. Тогда поехать со мной согласилась группа журналистов, в том числе Сергей Дуванов. Мы оформили визы, купили билеты. В последний момент нам сказали, что Алиева нет в Европе, что он уехал в США. Мы ждали, прошла неделя, две, месяц. О моей поездке знали все – в руководстве страны, КНБ, сам Алиев, он вроде даже готов был отдать эти материалы.
На самом деле он все это время торговался с Астаной. В итоге Алиев во всем обвинил меня, что я ему не доверяю, что вопросы ему разные задаю и отказался представить материалы. По этой причине поездка в Австрию у нас не состоялась. Есть у него на самом деле какие-то документы, я не знаю, но судя по его поведению, образу жизни, возможно, какие-то записи у него и есть. Но являются ли они юридическими доказательствами – неизвестно. Но если у него и вправду что-то есть, рано или поздно он это представит.

– Вы сами или Ваши друзья не проводили собственное расследование, есть ли какая-то новая информация об этом?
– Я как потерпевший принимал участие во всех судебных заседаниях, изучил несколько раз все материалы. Это было очень трудно, болезненно для меня. Но я убедился в том, что заказчик не Ержан Утембаев и последний исполнитель – не Ибрагимов. Кто на самом деле заказчик – ясно всему обществу.

– А Вам известна судьба Ибрагимова?
– Он сидит в тюрьме, которая находится внутри другой тюрьмы, куда никому доступа нет. Ко мне несколько раз приходил его отец, рассказывал, что он читает намаз, ему очень трудно психологически. Его посадили в камеру к какому-то рецидивисту, убившему маленького ребенка. Что ему не дают ничего мясного, что ему мясо даже снится.

– Как Вы думаете, за что все-таки убили Вашего брата? Ранее выдвигалась и такая версия, что готовился государственный переворот, а Алтынбек отказался в нем участвовать, за что и поплатился…
– Это просто версия, я в это не верю. За что убили – это ясно. За то, что был в оппозиции, сумел организовать все оппозиционные силы и тем самым доказал, что может разбудить общество. Это стало сигналом опасности для высшего руководства. Он Назарбаева критиковал, за эту критику и поплатился. В своей статьей «О великой казахстанской мечте – честных выборах, триаде и других» он рассуждал, почему выборы у нас проходят нечестно.
Президент испугался своих политических оппонентов – Алтынбека и Заманбека Нуркадилова, поэтому их и ликвидировали.
Расстрел в Жанаозене – это тоже политика власти – напугать общество, чтобы люди жили в страхе.
Все, что написал Алтынбек в своих книгах, сказал в выступлениях – все это подтверждается жизнью. Он был прав на 100 процентов, поставил точный диагноз назарбаевской авторитарной системе. Он не просто политик-теоретик, он работал в этой системе… Потеря такого человека не только для нас – родственников, но для всего общества невосполнима.
Все время я мучаюсь, почему тогда послушал его… 23 января 2006 года он был у нас дома, сказал, что за ним ведется наружное наблюдение. Мы все – родители, браться, сестры почувствовали, что его жизни грозит опасность. Я тогда предложил Алтынбеку сопровождать его, но он отказался, сказал: «Зачем со мной ездить? За мной следят КНБшники – значит, я в безопасности…». Никто и подумать не мог, что они сами могут такое организовать. Не надо было мне слушать брата, надо было организовать дополнительную охрану своими силами.

• Из статьи Алтынбека Сарсенбаева «О великой казахстанской мечте – честных выборах, триаде и других», опубликованной в газете «Эпоха» 25 ноября 2005 года.

«Почему Назарбаев не может проводить честные выборы? Хотя бы один раз за все годы независимости? За все 15 лет своего правления? Почему он и в этот раз пошел по грязному, скользкому пути? Привычному. Но опасному? Кто-то может сказать – привычка. Да, такое мнение имеет право на существование. Привычки – это то, что со временем заменяет характер и волю.
Но Назарбаев – не отрок. Не юноша с горящими глазами. Не подросток, пытающийся побороть свои вредные привычки. Да и потом, неужели наша страна, добывающая 60 миллионов тонн нефти в год на 15 миллионов населения, не может избавиться от этой привычки? Добывая по 4 тонны нефти на каждого казахстанца! Производя миллионы тонн руды и полезных ископаемых! Да еще при нынешних мировых ценах! Правительство может увлекаться космическими проектами, целыми днями устраивать гольф-турниры… Хотя для страны было бы лучше, если бы правительство с космических высот опустилось на грешную землю.
Значит – не привычка? Может это убеждения? Может, он настолько уверовал в свою мессианскую исключительность, что не считает нужным считаться с мнение народа? Может, это принципы такие? Мол, никогда не проводил честных выборов и не надо! А воля народа? Воля народа – политическая «трескотня» оппозиции. Воля народа – это слова тех, кого надо «гнать в шею». Мол, я нужен народу, а не народ мне».(…)
«В стране за пятнадцать лет появилось 6 миллиардеров. Кто-то утверждает, что их 8. И это при том, что в стране более половины населения – бедные. При том, что четверть населения живут меньше чем на полтора доллара в день! К тому же из страны за 15 лет только сырье вывезено на 100 миллиардов долларов! (…) Наивно полагать, что люди не задаются вопросами о том, почему многомиллиардные суммы лежат на зарубежных счетах. На частных. На арестованных. Почему деньги Национального фонда «греют» иностранные рынки, а не наши. Тем более, что в стране столько неразрешенных проблем. Неремонтированные школы. Необорудованные больницы. Населенные пункты без газа. Села без нормальной питьевой воды. О дорогах пока промолчим».(…)
«У нас есть своя триада. Триада – это три столпа, на которых зиждется власть нынешнего режима. Сегодня президентские выборы проводятся в интересах этой Триады. Семьи. Окружения. Олигархов. Они же их и проводят. Каждый для себя. (…) Коррумпированная высшая бюрократия считает себя незаменимой. Хотя и зажатой с двух сторон. Между Семьей и Олигархами. Это единственный дискомфорт. Ей тоже хочется, чтобы все было, как есть. Чтобы народ не имел к ним доступа. Чтобы они могли править без оглядок… Чтобы никто не мешал им контролировать бюджет. Распределение и перераспределение денежных потоков. Вы спросите, кто в этом виноват? Естественно Он! Его система. Он же их назначает».(…)
«Триаду объединяет три вещи: а) желание любой ценой сохранить «стабильность» капиталов и собственности; б) не допустить появление силы, способной бросить вызов их благополучию, то есть держать общественные процессы под своим контролем; в) возможность зарабатывать свои капиталы и дальше. Каждый день, который они проводят как есть, это огромные суммы в валюте. Это каждодневные многомиллионные прибыли. Пока это так, Назарбаев Триаде нужен».(…)

– Как Вы думаете, отставной генерал КНБ Нартай Дутбаев заговорит когда-нибудь, расскажет о том, что ему известно?
– Я думаю, когда произойдут изменения в нашем обществе, когда уйдет Назарбаев, свидетели начнут говорить о том, что знают. Дутбаев тогда руководил КНБ, знает, кто дал распоряжение на захват «Арыстану». Была информация, что распоряжение об этом дал бывший его заместиттель, а ныне министр по ЧС Божко… А почему один из подозреваемых Божко после этого пошел на повышение, стал министром?
Я не верю, что «арыстановцы» ради денег пошли на убийство, точнее, политический террористический акт. Это невозможно. Они все офицеры, знают законы. Дутбаев и Абыкаев много знают. Один из них или все хором после Назарбаева расскажут все, что знают, я уверен в этом. Помните, после смерти Сталина как все изменилось, стали говорить, писать мемуары…

– То есть у Вас есть надежда, что правда об этом преступлении когда-нибудь станет известна?
– У меня есть надежда, этой надеждой мы, родные, живем. Хотим, чтобы этот день наступил как можно быстрее… Собираем материалы, анализируем и думаем без конца. Есть, конечно, у нас свои выводы, но нужны доказательства. Тем более в такой системе, имея даже все доказательства, ничего не сможем сделать. Потребуем возобновить расследование по этому делу. Но кто возьмется? Никто. И никакой суд не возьмет на рассмотрение такое дело. Искать справедливости в наше время в нашей стране бесполезно.

– Как Вы оцениваете нынешнюю общественно-политическую ситуацию в стране? Все ли под контролем Акорды?
– На первый взгляд, кажется, что да, все под контролем. Но на самом деле это не так: 16 млн. человек контролировать невозможно. Сказать, что у нас есть идеология, что все верны курсу президента, нельзя. Сейчас народ не доверяет президенту, потерял он его. Об этом Алтынбек еще 7 лет назад говорил. За это время ситуация еще больше усугубилась. Я общаюсь со многими людьми, был в Жанаозене, в Актау, в других регионах. Люди не верят президенту, все ждут перемен и хотят, чтобы они быстрее наступили. Надоели уже этот обман, коррупция.
Президент даже свое окружение не может контролировать. На совещании с силовиками генпрокурор сколько разных примеров привел? Это тому подтверждение, что ничего не контролируется. Если бы был контроль, то в стране давно был бы порядок, не произошли бы события в Жанаозене. А взять «Арканкерген» – президент сначала сказал, что это теракт, а потом оказалось, что один Челах все это натворил… Это тоже является доказательством того, что власть не контролирует ситуацию.
Сейчас власть боится народа, потому что в один прекрасный день стоящие у ее руля могут потерять все свои нажитые нечестным трудом, угодничеством, коррупцией богатства, и они понимают, что Судный день не за горами, им придется держать ответ за все содеянное. Сейчас они очень жестко закручивают гайки, того же Козлова безвинного упекли за решетку на длительный срок. Вина Козлова не доказана, он никакой не экстремист, не провокатор. Он занимался политикой. Так же незаконно закрыли газеты «Республика», «Взгляд», сайт «Гульжан.орг». Все это объясняется страхом лично Назарбаева и его окружения. Я думаю, что назарбаевские времена подходят к концу. Еще в 2005 году Алтынбек сказал, что при Назарбаеве общество должно уже думать обществу, каким оно будет после Назарбаева.

– Как идет работа по референдуму, инициатором которого выступила группа политиков и общественных деятелей, в том числе и Вы? Есть какие-то подвижки?
– Подвижки есть. Мы сейчас готовим списки по регионам. Планируем, что от каждой области в Алматы должны приехать по 30-35 человек. В регионах идет поддержка по референдуму, но трудностей тоже много. Пока у нас проблема с местом проведения. Первоначально договорились с «Казахконцертом», а сейчас они отказались, якобы начинается ремонт. 25 февраля проведем собрание – договоримся и пойдем дальше – собирать подписи.
Денис КАРАМАНОВ,
«Общественная позиция»
(проект «DAT» № 04 (180) от 07 февраля 2013 г.

Пікір жазу

Пікіріңізді енгізіңіз!
Атыңызды енгізіңіз