Имангали Тасмагамбетов: “Я был и остаюсь одним из верных помощников Президента…”

2
240

Астана: как много в этом слове…
Поводов для интервью с акимом Астаны накопилось немало – это и недавнее празднование 15-летия столицы, и начало работ по подготовке к ЭКСПО-2017, и разосланное в СМИ анонимное обращение к столичному градоначальнику якобы от имени аксакалов Западного Казахстана… Сегодня Имангали Тасмагамбетов отвечает на вопросы Central Asia Monitor.
Праздник как производное будней
– Уважаемый Имангали Нургалиевич, недавно страна отметила 15-летие столицы. По сути, этот праздник уже укоренился в сознании людей. И в нынешнем году, как обычно, они ожидали увидеть что-то оригинальное. Но на сей раз День города прошел относительно скромно, без громких “звезд”. Вы как организатор удовлетворены прошедшими мероприятиями?

– Безусловно, удовлетворен. Готовясь ко Дню столицы, мы стараемся решить две задачи. Во-первых, это формирование традиции празднования, во-вторых, массовость – не в плане количества приглашенных артистов, а в плане широкой вовлеченности и сопричастности самих жителей Астаны, на основе чего и формируется любовь к своему городу.

Да, в свое время для укрепления имиджа молодой столицы мы приглашали “громкие имена”, мировых “звезд”. Но сейчас мы стали самодостаточными, появились свои узнаваемые артисты, известные коллективы. С этой точки зрения 15-летие показало, что Астана в культурном плане уже встала на ноги.

В то же время мы не рассматриваем День столицы как праздник развлечений. Подготовка к нему – это повод очень серьезно продвинуться по многим вопросам, связанным с социальным самочувствием и комфортом граждан.

В прошлые годы мы уделяли особое внимание ремонту подвалов, лифтов, фасадов, кровли зданий. А в нынешнем в рамках подготовки ко Дню столицы началась реализация масштабной программы обустройства дворов, которая уже завершается. Так, было отремонтировано более 40% дворов, где установлены новые детские игровые и спортивные площадки, заасфальтированы подъездные пути, заменены ограждения и скамейки. Причем такая работа проведена в основном в старой части Астаны. Ведь именно это создает особый микроклимат в городской среде.

Одним словом, День столицы приносит не просто экономические дивиденды в виде реконструированного городского фонда, но и социальный эффект в виде благоустроенной и комфортной среды для городского сообщества.

– В связи с этим праздником, имеющим большое идеологическое значение, вы как-то сказали, что для Астаны год делится на два этапа – проще говоря, итоги определенной работы подводятся два раза в год. С какими результатами город подошел к нынешнему Дню столицы, да и в целом к 15-летию?

– Действительно, для нас календарный год делится на две большие рубежные даты, которые показывают наиболее качественные изменения в жизни столицы. С учетом того, что в Астане очень высокая динамика развития, это дает городским властям хорошую возможность не только увидеть положительные изменения в столичной жизни, но и разглядеть все проблемные моменты городского хозяйства, волнующие жителей.

За прошедшие 15 лет население Астаны выросло в пять раз и сегодня превышает цифру в 800 тысяч человек. Наряду с этим столица постоянно наращивала свою долю в экономике Казахстана. Объем валового регионального продукта на душу населения увеличился в 20 раз. Каждый пятый астанчанин занят в сфере малого и среднего бизнеса. Средняя обеспеченность жильем возросла с 15 до 25 кв. метров на человека. Введены крупные предприятия, такие как локомотивный завод, завод по производству железобетонных изделий, завод по производству труб из полимерных материалов, вертолетный завод и другие.

Если говорить о социальной составляющей, то сейчас Астана позиционирует себя как сильный образовательный центр. Помимо интеллектуальных школ и ведущих вузов страны, здесь успешно функционирует “Назарбаев-Университет”, являющийся высшим учебным заведением мирового уровня. Сформирован уникальный медицинский кластер с ультрасовременным оборудованием, который представлен целым комплексом научно-исследовательских и стационарно-амбулаторных учреждений. Построены и функционируют великолепные спортивные и культурные объекты, не уступающие по уровню и качеству мировым аренам и площадкам.

Безусловно, можно очень долго говорить о достижениях Астаны за прошедшие 15 лет, но сегодня я обозначаю лишь общие контуры. Причем это лишь промежуточный итог того, что задумывалось президентом страны всего лишь 15 лет назад. А впереди, я уверен, нас ждут еще больше достижений.

Соединяя берега
– Не спорю, Астана динамично развивается, но мы знаем, что во всех больших городах есть схожие проблемы. Как алматинец, начну с того, с чем приходится сталкиваться ежедневно, – это пробки и заторы на дорогах. В свое время вы, будучи акимом южной столицы, очень серьезно занимались этой проблемой. А как она решается в Астане?

– Думаю, не только алматинцы и астанчане, но и жители любого другого большого города знают, сколь напряженная ситуация складывается на улицах, когда они серьезно загружены стремительно растущим количеством автомобилей.

Как правило, мы привязаны к своим авто, и соображения комфорта обычно перевешивают те последствия и проблемы, которые из-за этого возникают: пробки на дорогах, большие затраты на бензин, загрязнение окружающей среды. Сегодня в столице зарегистрировано более 260 тысяч автомашин, и каждый год их количество увеличивается на 30 тысяч. Это без учета 140 тысяч единиц иногороднего транспорта, половина которых постоянно находится в городе. Весьма серьезная нагрузка на город.

Все последние годы данная проблема не снималась с повестки дня. Сейчас выстраивается четкая система транспортных потоков. Ее конечная цель – создание беспрепятственного транспортного движения в черте города с разгрузкой основных магистралей в центре, а также развитие дорожно-уличной сети на окраинах.

В этой связи хочу особо выделить Электронную транспортную модель города, которую мы начали внед­рять у себя после изучения опыта крупных городов мира. Пилотный проект будет запущен в апреле следующего года. Это позволит нам не просто планировать строительство дорожно-транс­порт­ной инфраструктуры, но и определять стратегический план развития транспортного комплекса столицы в целом. В перспективе данная система охватит всю улично-дорожную сеть города. С ее помощью мы обеспечим адаптивное управление дорожным движением – от придания приоритета общественному транспорту и безопасности дорожного движения до снижения вредных выбросов.

Что касается самих дорог, то за последние три года в городе их построено и отремонтировано свыше 330 км. В том числе было полностью завершено строительство ряда улиц, имеющих важнейшее коммуникационное значение. Построены мосты, развязки, правые съезды, дороги-дублеры, автобусные остановки. А пробки, которые нет-нет да и встречаются, связаны со спецификой Астаны. Город разделен на правый и левый берега, поэтому интенсивность движения в часы пик приходится именно на мостовые переходы, где и появляются заторы. Но эта проб­лема решается. В настоящее время ведется строительство Малой кольцевой автодороги. В его рамках в текущем году будет обеспечен проезд по Западному полукольцу с мостовым переходом через р. Есиль и выходом на проспект Тлендиева.

Почему акцент перенесен именно в эту часть города? Потому что мост Сарыарка очень перегружен. Нагрузка там составляет 60 тысяч машин в сутки. Новая дорожная артерия заберет на себя половину этого потока, что значительно разгрузит мост Сарыарка.

– Вы сказали, что строится новый мост. Но я видел, как ремонтируются и другие мосты, и почему-то там демонтированы скульптуры. Я так полагаю, появится что-то новое?

– Да, безусловно, для столицы мосты имеют важное значение как транспортные узлы, соединяющие правый и левый берега. В этом году мы начали ремонт двух мостов, чтобы усилить их конструкцию. Но коль уж проводятся масштабные работы, то решено привести в порядок и их внешний вид. Ибо эти сооружения несут не только функциональную, но и эстетическую нагрузку. Согласно проекту, они будут соответствовать общему архитектурному стилю Астаны и отражать историко-культурное наследие нашего народа.


О тепле и комфорте

– В прошлом году в Астане была очень морозная зима – испытал это на себе, когда приезжал сюда. Понятно, город растет, а вместе с ним растут потребности в обеспечении теплом. Говорят, что может сложиться критическая ситуация. В этой связи хочу спросить: готово ли городское хозяйство к предстоящим холодам?

– В этом вопросе главой государства перед нами поставлен ряд стратегических задач по обеспечению энергетической безопасности. Прежде всего это модернизация существующих ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, а также строительство нового энергоисточника – ТЭЦ-3. Уже в прошлом году с вводом четырех котлов на ТЭЦ-2 мы вышли на профицит в тепловой энергии, что позволяет нам без особых проблем обеспечивать теплом жителей столицы.

Кроме того, важное значение для города имеет проект строительства Кольца ВЛ-220, которое мы завершим в нынешнем году. Регулируя переток электроэнергии из северных регионов, он обеспечивает бесперебойное электроснабжение города.

Сейчас дефицита ни по теплу, ни по электроэнергии нет, подготовка к предстоящему отопительному сезону идет в плановом режиме.

– Несколько лет назад Астана, как и Алматы, была в эпицентре проблем, связанных с долевым строительством. Сейчас они вроде бы решены. А какие есть еще острые социальные вопросы?

– О, да, история с обманутыми дольщиками – это целая эпопея. Но благодаря вмешательству главы государства и участию правительства их проблемы были решены. Напомню, на конец 2007-го в Астане был 241 такой объект с охватом свыше 40 тысяч человек, а на сегодня возведение всех этих жилых комплексов завершено.

Если говорить о сфере строительства, то ежегодно в городе вводится порядка 1,5 млн кв. метров жилья, а это 15 тысяч квартир. Несмотря на экономический кризис, мы не снизили темпов строительства, а, напротив, наращиваем их.

Но, безусловно, есть проб­лемы, и прежде всего это те, которые достались в наследие от старых времен. В частности речь идет о ветхом и аварийном жилье. Вопрос действительно очень сложный, если не критический. Эти дома не просто находятся в плачевном состоянии, а представляют реальную угрозу безопасности жителей. И исходя из своих экономических возможностей, мы приняли кардинально новую городскую программу. В рамках этой программы до 2017 года будет снесено 228 аварийных домов, а вместо них будут построены новые, причем строительство уже ведется. Так, к концу нынешнего года начнется переселение жильцов снесенных домов в первые 450 квартир. Механизм здесь такой: владельцу будет предоставляться столько же квадратных метров, сколько было в сносимом жилье, вне зависимости от количества людей, проживающих в квартире. Но, как вы сами понимаете, рыночная цена в этих домах несопоставима со стоимостью “квадрата” в аварийных.

– А вы не опасаетесь, что могут быть спекуляции?

– Какие могут быть спекуляции? Государство в интересах жителей и на законных основаниях обменивает аварийное жилье на благоустроенное, рыночная цена которого несопоставима с аварийным.

Политический аспект
– Кстати, насчет спекуляций. Вокруг вашей персоны всегда было много разговоров, но в последнее время они начали оформляться в какие-то анонимные письма, авторы которых призывают вас стать преемником, взять власть в свои руки и т.д.

– Стоит ли обсуждать то, что пишут анонимные, а значит, не несущие никакой ответственности за свои слова авторы? Да и к теме нашей беседы это не относится.

– Тем не менее… И первое письмо, и второе рассылалось в основном по редакциям СМИ. Поэтому ­ у журналистов повышенное внимание к этому. Кстати, вы сами-то в курсе этих писем?

– Да, я читал, и все эти призывы абсолютно беспочвенны. Выборы состоялись, конституционный срок определен. Президент работает в очень плотном режиме. Достаточно посмотреть графики и программы его встреч, совещаний, визитов, мероприятий и т.д., и тогда станет понятно, что он живет в очень спрессованном времени и что единственно истинный смысл его жизни – построение независимого государства и служение своему народу.

Что касается меня, то быть рядом с Величайшей Личностью, который стал созидателем новой исторической эпохи, – огромная честь. Что может быть важнее и почетнее? Я был и остаюсь одним из верных помощников президента. К этому мне добавить нечего.

Относительно писем… В подобных случаях говорят: ищи тех, кому это выгодно. Но я такими поисками заниматься не буду. Важнее другое. Считаю, что те, кто так поступает, – не просто мои личные недоброжелатели. Это враги, враги всей страны. Объясню почему. Вместо того чтобы помогать главе государства осуществлять судьбоносные преобразования, поддерживать его в сложнейшее время становления молодого государства, они занимаются “мышиной возней”, которая при всей своей подлой провокационности преследует, мягко говоря, неблаговидную цель: нарушить стабильность страны, породить социальное недовольство, подорвать веру людей в будущее Казахстана. Сегодня наше общество достаточно зрелое, чтобы не поддаваться на подобные инсинуации и, я уверен, никто не воспринимает это всерьез. Ибо не сомневаюсь, что каждый из нас осознает свой долг перед историей, перед будущим, главным смыслом которого является счастье грядущих поколений казахстанцев. Полагаю, этих комментариев достаточно. Поэтому давайте не будем отвлекаться от темы нашего разговора, тем более что эти письма никакого отношения к проблемам города не имеют.

– Вы были руководителем двух ключевых городов страны. Одно это делает вас чиновником с довольно уникальным опытом. Какой из них сложнее в управлении – Алматы или Астана? Быть может, есть какие-то мелочи или характерные детали в управлении обоими мегаполисами, о которых вы могли бы рассказать?

– У каждого города своя специфика, и говорить, что там легко, а здесь трудно, или наоборот – и нельзя, и неприемлемо с точки зрения городского менеджмента.

Список проблем, характерных для того или иного города, бесконечен, и их констатация займет слишком много времени. Мне кажется, надо рассуждать с той позиции, решаются они или нет. Про то, что делается в столице, я уже сказал. Что касается Алматы, то я очень люблю этот город и рад, что там тоже проводится большая работа.

– Раз уж мы заговорили о городском менеджменте… Как, на ваш взгляд, должна развиваться модель института акимов в Казахстане? В частности, нужно ли вводить их выборность?

– Этот процесс уже начался. Как вы знаете, в нынешнем году 97% акимов городов районного значения, сель­ских округов, поселков и сел были избраны. Это очень важный шаг к внедрению полноценных механизмов самоуправления и вполне нормальный демократический процесс.

Кроме того, сейчас на государственном уровне внед­рена система отбора акимов районов в корпус “А”. Считаю, что это тоже своеобразный элемент выбора по профессиональным и управленческим качествам. Сейчас страна подошла к такому этапу, когда внедряются подобные механизмы. Но это должно происходить постепенно. Ведь очевидно, что прежде чем выбирать, надо подготовить кадры, причем это должны быть люди, свободно ориентирующиеся в рыночной экономике, конкурентной среде, публичном поле, но в то же время являющиеся государственниками.

Я считаю, что на данном этапе эти механизмы соответствуют политическим условиям в нашей стране, а самое главное – уровню готовности населения к выборам.

Завтра начинается сегодня

– В свое время вы провели в Алматы масштабную эcтафету олимпийского огня. С тех пор и в Алматы, и в Астане прошли международные форумы высокого уровня – саммит ОБСЕ, зимняя Азиада и т.д. Не менее ответственным испытанием для столицы и Казахстана в целом станет организация ЭКСПО-2017. Что делается на данном этапе подготовки к ней?

– Вы знаете, что правительством создана Национальная компания “Астана-ЭКСПО”. Буквально недавно главе государства презентовали интересные конкурсные эскизы проектов выставочного городка, который будет располагаться на 120 гектарах. Его досье будет защищаться перед Международным бюро выставок уже в октябре текущего года. А с января 2014-го начнется строительство объектов ЭКСПО.

В зоне же ответственности города достаточно много вопросов. Это инфраструктурное обеспечение, новая транспортная система с вводом легкорельсового трамвая и БРТ – скоростных автобусных линий, вопросы энергосбережения, экологические проекты.

Отдельно хочу сказать о проекте “Зеленый квартал”, который одобрен главой государства. Он будет отвечать требованиям новейших технологий энергосбережения и современного подхода к реализации экологических принципов. На территории “Зеленого квартала”, площадь которого составит не менее 20 гектаров, планируется разместить административно-деловой центр, жилые районы, парки и культурные объекты.

Эта тематика созвучна и в целом озеленению столицы. Ежегодно в Астане высаживается порядка 40 тысяч деревьев и кустарников, 9 млн цветов. По прямому поручению президента ведется строительство Ботанического сада с парковой зоной общей площадью 100 га. Он станет одной из уникальных достопримечательностей для данной географической широты, на его территории будут высажены самые редкие виды растений.

– Действительно, на Астану мы привыкли смотреть как на постоянно растущий и динамичный город. А каковы его перспективы?

– О перспективах можно говорить очень долго и интересно. Но если коротко, то за прошедшие 15 лет Астана уже сформировала свой облик: построены основные административные здания, введены в эксплуатацию уникальные сооружения. Сегодня в стратегическом плане Астана позиционируется одновременно как город, открытый инновациям, и как хранитель традиций. А еще как город, пропагандирующий мир и согласие.

По словам главы государства, в перспективе столица не должна быть крупным мегаполисом. Это прежде всего политико-административный центр с развитой системой сферы услуг. Уже сейчас доля услуг в экономике города составляет 62%, а в перспективе ее надо довести как минимум до 70%. Поэтому рост населения Астаны ожидается до уровня 1-1,2 млн человек. Мировая практика показывает: для того, чтобы город как экономическая единица вышел на уровень самодостаточности, в нем должно проживать не менее одного миллиона человек. Это очень важно и с точки зрения обеспечения потребления услуг малого и среднего бизнеса: тут необходим достаточный финансовый оборот.

В этой связи хочу сказать еще об одном проекте, который поднимет столицу на новый качественный уровень. Имеется в виду технология “умного города” (“Смарт Астана”), которая сегодня используется лишь в двух десятках городов мира. Она успешно применяется в ресурсосбережении. Первый шаг к этому мы уже сделали, переведя на энергосберегающие натриевые лампы накаливания уличное освещение города. Следующий этап внедрения включает в себя целый блок коммунальной сферы, в частности, централизованное управление системой водоснабжения и лифтового хозяйства.

– Имангали Нургалиевич, благодарю за интервью.

Беседовал Бигельды Габдуллин

camonitor.com

www.qazaquni.kz

2 ПІКІРЛЕР

  1. Имангали Тасмағанбетов ең сауатты ең ақылды қазақ атқа мінерлерінің арасындағы ең ірсі ің дұрысы.

  2. Шал ақыннның:
    «Жігітім қатарыңның ірі екенсің,
    Дүрілдеген жігіттің бірі екенсің
    Арқаңа елдің жүгін артып алып,
    Өрге сүйреп өгіздей жүр екенсің» деген өлеңі, Иманғалиға арналғандай. Біраз министрлерден, Иманғали Тасмағанбетов қазақжандылығымен,мәдениеттілігімен,білікті іскерлік тәжрибесімен шоқтығы биік тұр.Ақшасын шетел банкісінде сақтамаса болды.Қолындағы қаржысын, түбі ел игілігіне жаратады деп ойлаймын.Шет ел банкісінде ақша сақтайтындарды сатқындар деп түсінемін. Олар»маңғыт, аузыңа саңғыт» деп, елден қашып кетті,не қашуға дайындалып жүр.

Пікір жазу

Пікіріңізді енгізіңіз!
Атыңызды енгізіңіз